24 сентября, 2020
Романчук и понятия

Ярослав Романчук: Беларусь и Россия живут по понятиям

Экономист, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук считает, что Беларусь отчаянно нуждается в проведении структурных системных реформ.

Алевтина Снежина: «Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейших переговоров Лукашенко и Путина по проекту углубленной интеграции? Изменится ли что-то в связи с переформатированием власти в России?»

Ярослав Романчук: «Я не вижу ни одного основания для того, чтобы Путин изменил свою точку зрения. А поскольку независимая позиция Беларуси также незыблема и, я надеюсь, такой и останется, нам необходимо будет адаптироваться к новой энергетической и бюджетной реальности, по-иному посмотреть на источники экономического роста».

«В связи с переформатированием режима единой власти Владимира Путина и его команды ничего в отношении Беларуси не изменится. Кроме того, Мишустин и команда технократов-силовиков будут гораздо более серьезно придерживаться тех принципов, которые были заявлены российской стороной во время переговоров с Беларусью».

«В долгосрочной перспективе никаких поблажек и возможностей финансировать свою модель экономики Беларусь не получит».

«Более того, я думаю, что правила доступа на российский рынок, если не будут приняты условия РФ, будут ужесточаться. К этому надо быть готовыми и не уповать лишь на Россию. Беларусь должна вести себя, как полноценно независимая страна, воспринимающая Кремль как экзогенный фактор, к которому надо адаптировать всю национальную экономическую политику».

Алевтина Снежина: «Некоторые российские политологи высказывают мнение о том, что идея о поглощении Беларуси была намеренным вбросом российских либералов с целью внести негатив в двусторонние отношения и отрезать Беларусь от части российских рынков, преследуя экономическую выгоду».

Ярослав Романчук: «Я не согласен с такой позицией. Ведь есть официальная позиция России и проект дорожных интеграционных карт, предусматривающий создание наднациональных органов. К тому же позиция Кремля привела к жесткому кризису в отношениях по нефтегазовому вопросу. Мы наблюдали невероятную эмоциональную реакцию Лукашенко в ответ на российские заявления. Поэтому сомневаться в том, что идея де-факто поглощения Беларуси существует, не приходится».

«Элита Беларуси, Александр Лукашенко, деловые структуры отлично это все понимают, поэтому не приняли условия России».

«Кстати, к примеру, в ЕС никогда не ставился вопрос об унификации налогового законодательства. В странах Евросоюза разные налоговые, судебные и иные системы при согласованной внешней торговле. Но когда в рамках Союзного государства исключаются из единого режима некоторые товары, которые составляют до 70% белорусского торгового баланса, нельзя говорить даже о зоне свободной торговли».

Актуально:  Ярослав Романчук: Пакости и благости Сочи

«Да, в неких идеальных условиях, если бы Беларусь и Россия были странами, в законодательстве которых доминировало бы право, независимый суд, существовали здоровая политическая конкуренция и свобода, независимые контрольные и правоохранительные органы и многое-многое другое, интеграция имела бы смысл. Так как расширение зоны трех свобод — свободы перемещения товаров, денег и услуг, рабочей силы — очень выгодно».

«Но, к сожалению, Беларусь и Россия — авторитарные страны, которые живут по понятиям, а не по закону. И делать выводы надо, исходя из реальной ситуации с учетом мотивации дисижнмейкеров, а не основываясь на академических знаниях».

«Я надеюсь, что сложившаяся ситуация отрезвит белорусские власти. Выталкивание Беларуси из зоны статуса нефтяного эмирата России — это шанс на системные рыночные реформы. Это неизбежно, если мы хотим сохранить независимость».

Алевтина Снежина: «Пойдут ли белорусские власти на изменения и реформы в более жестких экономических условиях?»

Ярослав Романчук: «Белорусские власти достаточно непредсказуемы, и многие вещи, заявленные ранее, реализуются с точностью до наоборот. Например, в ситуации, когда необходима диверсификация, мы сохраняем достаточно высокую долю российского рынка как в экспорте, так и в импорте. Остается стопроцентная зависимость от энергоресурсов».

«Первый логичный сценарий развития ситуации, который я вижу — проведение структурных системных реформ, о которых не говорит только ленивый, и это признают сами власти. Другой сценарий — это самоизоляция, торговый протекционизм».

«В частности, в выступлении президента Беларуси в Шклове прозвучала ставка на второй сценарий — был сделан жесткий акцент на импортозамещении. Это стратегическая ошибка, которая приведет к ухудшению ситуации, падению конкурентоспособности белорусской экономики».

«Попытки сохранить сверхцентрализованную модель государственной экономики — это тупик. Чиновники не в состоянии выполнять функции инвесторов, инновационных деятелей, предпринимателей… 25 лет они пытаются это сделать — и результаты плачевные».

«Белорусский госсектор по-прежнему отстает от европейского по производительности труда в три-четыре раза, показывая не только плохие результаты, но и серьезные проблемы с накоплением долгов, неплатежами, падением платежной дисциплины. Это отмечено в докладе Нацбанка по итогам 2019 года».

«Сложно сказать, ожидается ли в результате некое очищение экономики и консолидация здоровых прореформаторских сил, либо это будет снова ставка на тех реакционных людей и структуры, которые осваивают бюджет. Пока мало аргументов и конкретных действий в сторону реформ».

«Программа укрепления доверия к белорусскому рублю, принятая в 2020 году, содержит много правильных положений. Однако другие документы, а также высказывания президента относительно поддержки тех или иных промышленных и аграрных проектов, говорят об обратном».

«Самого главного урока последней четверти века белорусский руководитель еще не выучил. А он простой — централизованная государственная модель экономики не уживается с требованиями и императивами современного мира».

Алевтина Снежина: «Директорат предприятий часто говорит о том, что с Евросоюзом работать сложно в силу жестких условий входа на рынок, хотя мы можем экспортировать качественные услуги и товар…»

Ярослав Романчук: «Да, сегодня в ЕС нас никто не ждет. Барьеры первого уровня — Беларусь не является страной с рыночной экономикой согласно законодательству Евросоюза, не является членом ВТО, и в отношении такой страны можно вводить различные тарифные ограничения. Но когда мы это изменим, когда у Беларуси будет возможность заключить соглашение о зоне свободной торговли, по аналогии со Швейцарией, Норвегией, никто не будет перекрывать нам дорогу на европейские рынки (без членства в ЕС), и мы сможем конкурировать ценой, качеством и условиями предоставления услуг либо товаров».

«ЕС работает по определенным правилам, требует соблюдения демократических свобод, которые мы игнорируем. Давайте на одну сторону весов положим мораторий на отмену смертной казни, а на другую — те ресурсы, которые мы теряем из-за ее сохранения. Нужно рассуждать комплексно и считать, сколько мы теряем в инвестициях, казнив пять человек. А мы упираемся только в мораль».

«Необходимо обратить внимание на реформы, рекомендуемые нам ЕБРР, Всемирным банком, МВФ. С Россией выстраивать отношения не в стиле нефть-газ в обмен на лояльность и консолидацию против западного мира, а исходя из независимости страны и принципа уважения. Децентрализовать экономику и позволить бизнесу реализовывать свои планы».

«Если 200 тысяч собственников малого и среднего бизнеса привлекут по 5-10 млн долларов, это будет важнее, чем привлечение 1-2 млрд долларов от арабских стран, Китая или России. Это принципиально другая позиция, и чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее выйдем на траекторию быстрого экономического роста».

Источник

Актуально:  «Идеальный шторм» для Си Цзиньпина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *